"Насир ал-Дин Туси"

Данная статья была впервые опубликована в интернет-энциклопедии по философии (The Internet Encyclopedia of Philosophy) изд. Джеймса Физера на сайте http://www.iep.utm.edu/tusi/ , 2003.

Скачать PDF версию этой статьи (105 КБ)


 Насир ал-Дин Туси, Мухаммед б. Мухаммад б. Хасан, самый известный ученый 7/13 века всей территории Ислама, родился в Тусе в 597/1201 г. и умер в Багдаде 18 Зуль Хиджа 672 - 25 июня 1274. Фома Аквинский и Роджер Бэкон были его современниками на Западе. Очень немного известно о его детстве и раннем образовании, кроме того, что он пишет в своей автобиографической работе “Созерцание и действие (Сайр ва Сулук).


 Ранняя жизнь Туси

 

Он, видимо, родился в Шиитско - Исноашаритской семье и потерял своего отца в молодом возрасте. Выполняя желание своего отца, молодой Мухаммед относился к образованию очень серьезно и провел много времени в путешествиях, чтобы посетить лекции известных ученых и приобрести знания, которые ведут людей к счастью в следующем мире. В юношеском возрасте Туси изучал математику вместне с Камал ал-Дин Хасибом, о котором мы не имеем достоверной информации. В Нишапуре он встретил Фарид ал-Дин Аттара, легендарного суфийского мастера, который был слушателем на лекциях Кутб ал-Дин Мисри и Фарид ал-Дин Дамад. Позже он погиб от рук монгольских завоевателей. В Мосуле он изучал математику и астрономию с Камаль ал-Дин Юнусом (ум. 639/1242). Позднее Туси стал переписываться с Кайсари - зятем Ибн ал-Араби, и кажется, что мистицизм, распространенный суфийскими мастерами того времени, не имел для него интереса, но когда подошел подходящий момент, он сочинил свое собственное руководство философского суфизма в виде небольшой брошюры под названием “Атрибуты прославленного” (Awsaf al-ashraf).

Его способности и талант в изучении позволили ему освоить ряд дисциплин в относительно короткий период. В то время, когда образовательные приоритеты склонялись к религиозным наукам, особенно в его семьи, которая была связана с шиитско-иснаашаритским духовенством, Туси, похоже, проявил больше интереса к математике, астрономии и интеллектуальным наукам. В возрасте двадцати двух лет или вскоре после этого он поступил на службу во двор Насира ал-Дин Мухташима, губернатора исмаилитов Кухистана, Северо-Восточный Иран, где он был принят в общины исмаилитов как новичок (мустаджиб). Выражение тесных личных отношений с семьей Мухташим следует рассматривать в ряде посвященных научных работах, таких как Ахлаки - Насири и Ахлаки - Мухташими (посвященное Насир ал-Дину) и Рисала-й Муинийа (его сыну Муин ал-Дину).


Приезд в Аламут


Около 634/1236 года Туси прибывает в Аламут, в центр исмаилитов под правлением Низари. Научные достижения Туси в работе Ахлаки-Насири (633/1235), по-видимому, среди других факторов, проложили путь для этого переезда. Для ученого такого калибра этот переезд стал честью и предоставлял ему большие возможности, тем более что в Аламуте находилась резиденция Имама исмаилитов и, там была создана самая важная библиотека в государстве исмаилитов.


В Аламуте кроме преподавания, редактирования и компиляции научных работ, Туси высоко поднялся в иерархии исмаилитского дава и дошел до должности главного миссионера (даи ал даъват). Посредством постоянных поездок к ученым и бесконечной корреспонденцией, к чему Туси привык с раннего возраста, он поддерживал связь с научным миром вне Исмаилитских кругов, и потому он получил звание ученого (ал-мухакик) в раннем периоде своей жизни.


Воздействие монгольского вторжения


Монгольское вторжение и суматоха, которую они вызвали на восточных исламских территориях, едва оставили жизнь любого из ее граждан нетронутой. Крах политической власти Исмаилитов и резня их населения, которое создавало серьезную угрозу монголам, не оставили другого выбора для Туси, кроме как присоединиться к шиизму иснаашаритов и отказаться от преданности Исмаилизму.


Хотя Туси и был под монгольским правлением, его преданность любому особому сообществу или убеждению, возможно, не имела особого значения, сам процесс стал началом для него, чтобы с академической энергией и энтузиазмом написать о различных аспектах шиизма - как с точек зрения исмаилитов, так и иснаашаритов. Самыми известными работами Туси по исмаилизму являются следующие: “Равда-и таслим”, “Сайр ва сулук”, “Тавалла ва табарра”, “Ахлак-и Мухташими” и “Матлуб ал-муминин”. “Таджрид ал-итикад”, “ал-Рисала фил-Имама” и “Фусул-и Насирия” среди его работ, посвященная, шиизму двунадесятников.


При монгольском дворе Туси засвидетельствовал падение Аббасидского халифата и через некоторое время обеспечил себе доверие со стороны Хелегу, монгольского руководителя, который дал ему полную власть над управлением финансами религиозного фонда (авкаф). В этот период своей жизни, Туси, главным образом сражался с монгольской дикостью, спасая жизнь невинных ученых и учреждения одного из самых важных научных центров в Марага, в Северо-Западном Иране. Компиляция “Мусариат ал-мусари”, “Авсаф ал-ашраф” и “Талкис ал-мухассал” являются его последними научными работами.


Труды Туси


Коллекция трудов Туси составляет приблизительно 165 названий по разнообразным предметам. Некоторые из них состоят из страницы или даже половины страницы, но большинство из них - это хорошо подготовленные научные работы по астрономии, этике, истории, юриспруденции, логике, математике, медицине, философии, богословии, поэзии и другим общественным наукам. Известность Туси получил благодаря тому, что почти вся его научная продукция выжила. Отрицательное воздействие на его известность приписывается многим работам, которые ни соответствовали его стилю и качеству.


Главные труды Туси: (1) Астрономия: ал-Тазхкира фи илм ал-хайа; Зидж Илхани; Рисалаи Муинийа с комментариями. (2) Этика: Гушаиш-нама; Ахлак-и Мухташами; Ахлак-и Насири; ‘22 статья’ в Равда-и таслим и персидский перевод работы Ибна Мукаффа ал-Адаб ал-ваджиз. (3) История: Фатх-и Багдад, которая появляется в качестве приложения к Тарих-и Джахан-гуша Джувайни (Лондон, 1912-27), том. 3, стр.280-2. (4) Юриспруденция: Джавахир ал-фараид. (5) Логика: Асас ал- иктидас. (6)Математика: Пересмотр Альмагеста у Птолемея; Послания Феодосии, Гипсикла, Автолика, Аристарха, Архимеда, Менелая, Сабита б. Курра и Бану Муса. (7)Медицина: Талика бар кунун-и Ибн Сина и его переписки с Кутб ал-Дин Ширази и Катибан Казвини. (8) Философия: опровержения к работе ал-Шахрастани ‘Мусарат ал-Мусари’, его комментарии к ал- Ишарат вал-танбихат Ибна Сины, над которым он работал почти 20 лет, его автобиография Сайр ва сулук; Равда-и таслим и Тавалла ва табарра. (9) Теология: Огоз ва анджом; Рисала фи ал-Имама и Талкис ал-мухассал и (10) Поэзия: Мийар ал-ашъар.


Библиография


Badakhchani, S. J. Contemplation and Action: The Spiritual Autobiography of a Muslim Scholar (London, I. B. Tauris в сотрудничестве с Институтом Исследований Исмаилизма, 1998).


Mudarris Radawi, Muhammad. Ahwal wa athar-i Abu Ja‘far Muhammad b. Muhammad b. Hasan al-Tusi. Tehran, Intisharat-i Danishgah-i Tehran, 1345s/1975.


Mudarrisi Zanjani, Muhammad. Sargudhasht wa ‘aqa‘id-i falsafi-yi Khwaja Nasir al-Dininfo-icon Tusi. Tehran, Intisharat-i Danishgah-i Tehran, 1363s/1984.


Madelung, Wilfred. ‘Nasir al-Din Tusi’s Ethics Between Philosophy, Shi‘isminfo-icon and Sufisminfo-icon,’ in Ethics in Islam, ed. R. G. Hovannisian, Malibu, CA, 1985, стр. 85-101.

Encyclopaedia Articles

“Nasir al-Din Tusi”

Download PDF version of article (105 KB)

Nasir al-Dininfo-icon Tusi, Muhammad b. Muhammad b. Hasan, by far the most celebrated scholar of the 7th/13th century Islamic lands was born in Tus, in 597/1201 and died in Baghdad on 18 Dhu’l Hijja 672/25 June, 1274. Thomas Aquinas and Roger Bacon were his contemporaries in the West. Very little is known about his childhood and early education, apart from what he writes in his autobiography, Contemplation and Action (Sayr wa suluk).

Tusi’s Early Life

He was apparently born into a Twelver Shi‘i family and lost his father at a young age. Fulfilling the wish of his father, the young Muhammad took learning and scholarship very seriously and travelled far and wide to attend the lectures of renowned scholars and ‘acquire the knowledge which guides people to the happiness of the next world.’ As a young boy, Tusi studied mathematics with Kamal al-Din Hasib about whom we have no authentic knowledge. In Nishapur he met Farid al-Din ‘Attar, the legendary Sufi master who was later killed in the hand of Mongol invaders and attended the lectures of Qutbinfo-icon al-Din Misri and Farid al-Din Damad. In Mosul he studied mathematics and astronomy with Kamal al-Din Yunus (d. 639/1242). Later on he corresponded with Qaysari, the son-in-law of Ibn al-‘Arabi, and it seems that mysticism, as propagated by Sufi masters of his time, was not appealing to his mind and once the occasion was suitable, he composed his own manual of philosophical Sufisminfo-icon in the form of a small booklet entitled The Attributes of the Illustrious (Awsaf al-ashraf).

His ability and talent in learning enabled Tusi to master a number disciplines in a relatively short period. At the time when educational priorities leaned towards the religious sciences, especially in his own family who were associated with the Twelver Shi‘i clergy, Tusi seems to have shown great interest for mathematics, astronomy and the intellectual sciences. At the age of twenty-two or shortly after, Tusi joined the court of Nasir al-Din Muhtashim, the Ismaili governor of Quhistan, Northeast Iran, where he was accepted into the Ismaili community as a novice (mustajibinfo-icon). A sign of close personal relationship with Muhtashim’s family is to be seen in the dedication of a number of his scholarly works such as Akhlaq-i Nasiri and Akhlaq-i Muhtashimi to Nasir al-Din himself and Risala-yi Mu‘iniyya to his son Mu‘in al-Din.

Arrival at Alamutinfo-icon

Around 634/1236, we find Tusi in Alamut, the centre of Nizari Ismaili government. The scholarly achievements of Tusi in the compilation of Akhlaq-i Nasiri in 633/1235, seems to, amongst other factors, have paved the way for this move which was a great honour and opportunity for a scholar of his calibre, especially since Alamut was the seat of the Ismaili imaminfo-icon and housed the most important library in the Ismaili state.

In Alamut, apart from teaching, editing, dictating and compiling scholarly works, Tusi seems to have climbed the ranks of the Ismaili da‘wainfo-icon ascending to the position of chief missionary (da‘i al-du‘atinfo-icon). Through constant visits with scholars and tireless correspondences, a practice which he developed from a very young age, Tusi kept his contact with the academic world outside Ismaili circles and was addressed as ‘the scholar’ (al-muhaqiq) from a very early period in his life.

The Impact of the Mongol Invasion

The Mongol invasion and the turmoil they caused in the eastern Islamic territories hardly left the life of any of its citizens untouched. The collapse of Ismaili political power and the massacre of the Ismaili population, who were a serious threat to the Mongols, left no choice for Tusi except the exhibition of some sort of affiliation to Twelver Shi‘isminfo-icon and denouncing his Ismaili allegiances.

Although under Mongol domination, Tusi’s allegiance to any particular community or persuasion could not have been of any particular importance, the process itself paved the ground for Tusi to write on various aspects of Shi‘ism, both from Ismaili and Twelver Shi‘i viewpoints, with scholarly vigour and enthusiasm. The most famous of his Ismaili compilations are Rawda-yi taslim, Sayr wa suluk, Tawalla wa tabarra, Akhlaq-i Muhtashimi and Matlub al-mu’minin. Tajrid al-i‘tiqad, al-Risala fi’l-imamainfo-icon and Fusul-i Nasiriyya are among his works dedicated to Twelver Shi‘ism.

In the Mongol court, Tusi witnessed the fall of the ‘Abbasid caliphateinfo-icon and after a while, securing the trust of Hulegu, the Mongol chief, he was given the full authority of administering the finances of religious foundations (awqaf). During this period of his life, Tusi’s main concern was combating Mongol savagery, saving the life of innocent scholars and the establishment of one of the most important centres of learning in Maragha, Northwest Iran. The compilation of Musari‘at al-musari‘, the Awsaf al-ashraf and Talkis al-muhassal are the scholarly writings of Tusi in the final years of his life.

Tusi’s Writings

The ensemble of Tusi’s writings amounts to approximately 165 titles on a wide variety of subjects. Some of them are simply a page or even half a page, but the majority with few exceptions, are well prepared scholarly works on astronomy, ethics, history, jurisprudence, logic, mathematics, medicine, philosophy, theology, poetry and the popular sciences. Tusi’s fame in his own lifetime guaranteed the survival of almost all of his scholarly output. The adverse effect of his fame is also the attribution of a number of works which neither match his style nor has the quality of his writings.

Tusi’s major works: (1) Astronomy: al-Tadhkirainfo-icon fi ‘ilminfo-icon al-hay’a; Zij Ilkhani; Risala-yi Mu‘iniyya and its commentary. (2) Ethics: Gushayish-nama; Akhlaq-i Muhtashami; Akhlaq-i Nasiri, ‘Deliberation 22’ in Rawda-yi taslim and a Persian translation of Ibn Muqaffa‘’s al-Adabinfo-icon al-wajiz. (3) History: Fath-i Baghdad which appears as an appendix to Tarikh-i Jahan-gushay of Juwayni (London, 1912-27), vol. 3, pp. 280-92. (4) Jurisprudence: Jawahir al-fara’id. (5) Logic: Asasinfo-icon al-iqtibas. (6) Mathematics: Revision of Ptolemy’s Almagest; the epistles of Theodosius, Hypsicles, Autolucus, Aristarchus, Archimedes, Menelaus, Thabit b. Qurra and Banu Musainfo-icon. (7) Medicine: Ta‘liqa bar qunun-i Ibn Sina and his correspondences with Qutb al-Din Shirazi and Katiban Qazwini. (8) Philosophy: refutation of al-Shahrastani in Musara‘at al-musari‘; his commentary on Ibn Sina’s al-Isharat wa’l-tanbihat which took him almost 20 years to complete; his autobiography Sayr wa suluk; Rawda-yi taslim and Tawalla wa tabarra. (9) Theology: Aghaz wa anjam; Risala fi al-imama and Talkhis al-muhassal and (10) Poetry: Mi‘yar al-ash‘ar.

Bibliography

Badakhchani, S. J. Contemplation and Action: The Spiritual Autobiography of a Muslim Scholar (London, I. B. Tauris in association with The Institute of Ismaili Studies, 1998).

Mudarris Radawi, Muhammad. Ahwal wa athar-i Abu Ja‘far Muhammad b. Muhammad b. Hasan al-Tusi. Tehran, Intisharat-i Danishgah-i Tehran, 1345s/1975.

Mudarrisi Zanjani, Muhammad. Sargudhasht wa ‘aqa‘id-i falsafi-yi Khwaja Nasir al-Din Tusi. Tehran, Intisharat-i Danishgah-i Tehran, 1363s/1984.

Madelung, Wilferd. ‘Nasir al-Din Tusi’s Ethics Between Philosophy, Shi‘ism and Sufism,’ in Ethics in Islam, ed. R. G. Hovannisian, Malibu, CA, 1985, pp. 85-101.

This article was originally published in The Internet Encyclopedia of Philosophy, ed. James Fieser, at http://www.utm.edu/research/iep/t/tusi.htm, 2003.