Publication

  • Циклическое время и исмаилитский гнозис

    пер. Ральфа Менхейма и Джеймса Морриса. Лондон: Кеган Раул Интернэшнл в сотрудничестве с компанией Исламские Публикации, 1983. Стр. х, 212.

    ISBN Paperback:
    0 7103 0048 4
    ISBN HardBack:
    0 7103 0047 6
  • Книга Циклическое время и исмаилитский гнозис содержит переведенные на английский язык три самых богатых и сложных научных работ Генри Корбина, которые были впервые представлены на конференциях общества Эранос в 1951 и 1954 годах и на другой конференции в 1956 году. Каждая из этих трех относительно ранних работ построена на сложном и тщательно продуманном  “сравнении”феноменологических сходств между многочисленными  духовными традициями, изложенными в текстах (часто высоко фрагментарных) поздней древности (включая Манихейство и секты Сасанидского Ирана) – все “гностические”, в оригинальном греческом смысле этого термина, так предпочитаемого Корбиным, но не в его более узком историческом смысле, используемым  многими современными учеными – и сопоставимыми духовными темами в многочисленных Исламских текстах, в конечном счете, сохранившихся  в поздней Исмаилитской Шиитской традиции. Исламские тексты и писатели, рассматриваемые здесь, охватывают много столетий, регионов (от Египта до Центральной Азии) и совершенно разные религиозные и философские перспективы, и  удивительным образом иллюстрируют богатый творческий потенциал, многообразие и ассимилирующие (созидающие?) силы  Исламской мысли  первых столетий  этой цивилизации. (Несмотря на богатство и сложность сравнений, изложенных в книге, автор не заинтересован в доказательстве “исторических” связей, а скорее в разновидности циклических (повторяющихся?), первичных духовных вдохновений и размышлений,  которые были в центре внимания общества Эранос). Тогда как сравнительный, феноменологический метод больше ассоциируется с именем близкого друга Корбина Мирчи Элиаде, широта, изысканность и драматическая литературная глубина работ Корбина имеют совершенно иной характер.



    Несмотря на то, что прошло нескольких десятилетий (или скорее благодаря тому, что время доказало устойчивость литературного и творческого размаха работ Корбина), легко заметить как первые переводы этих работ Боллингеном вдохновили, в числе других, поэтов школы Черная Гора и несколько поколений практикантов/проповедников Юнгианской глубинной (?)психологии. Можно с уверенностью сказать, что ни один из последующих ученых ни гностических, ни эллинистических традиций, использованных здесь, а также ни одна из многочисленных школ Шиитской мысли, которые воздействуют на эти сравнения, не смогли даже в малейшей степени сравниться с исключительным сочувствием и вдохновленной способностью Корбина оживлять более глубокие, человеческие измерения, которые в обыкновенныхпереводах и изданиях часто кажутся сухими, обрывчатыми, случайными и скучными схематическими описаниями. Однако, будучи далеко не дилетантом, эти выдающиеся способности и симпатия явились плодом пожизненного сотрудничества и дружбы Корбина с ведущими мировыми учеными в области гностицизма и религий поздней древности, многие из которых являются его коллегами в Ecole Pratique[1] или в соседнем Парижском Католическом Институте (Institut Catholique), а также с другими людьми из числа величайших фигур диаспоры гитлеровской Германии.



    В частности, невероятное изобилие этих сравнений подчеркивает тот факт, что именно  в исламских  (и особенно в ранних шиитских) источниках такого типа можно найти самое богатое и исчерпывающее объяснение происходящим  воздействиям  (и реальным религиозным контекстам) религиозной и духовной  (что обычно  включает научную и философскую) жизни поздней древности, о которой мы располагаем лишь малейшими, фактически неразличимыми фрагментами на древних языках того периода. Идеологические способы действия и политические давления современных исламских движений, шиитских или суннитских - с их характерной настойчивостью на “уникальность” традиции и соответствующим отвращением ко всему, что слегка намекает на непристойную чрезмерность(ghuluww)-продолжает означать, что со времен пионерских исследований Корбина середины прошлого века,  лишь небольшое количество ученых-исламоведов и Запада, и  Востока обратили особое внимание на это изобилие и  требующее усилий сокровище документаций.Можно только надеяться, что эта книга (и более поздние исследования, содержащиеся в книге Храм и созерцание) в конечном счете, побудят интерес нового поколения студентов, кто осознает критическую важность таких исследований в контексте новой науки об относительной духовности, которая появляется из основ относительной религии.



    Первое из этих исследований  Циклическое время в Маздаизме и Исмаилизме”,   рассматривает символическую важность и спекулятивную притягательность космических и более “персональных”, эсхатологических измерений времени, прежде всего, на основе фрагментарных поздних зороастрийских (и сходных гностических) текстов, – которые сами по себе отражают аналогичные вопросы более знакомых буддистских и индуистских контекстов – и позднее, на основе многочисленных исмаилитских текстов, которые профессор Корбин (и его современники Иванов и Строфманн) в то времяпредложили  вниманию западных ученых. Несмотря на то, что язык Корбина, сравнительная перспектива и личное предпочтение шиитским источникам все вместе  склонны подчеркивать несомненно “таинственный” и необычный характер  исмаилитских предstavleniy, стоит заметить, что те же  самые основные темы и предубеждения фактически глубоко заложены в коранических толкованиях времени и эсхатологии (и в Хадисах), также как предположения относительно Махди и аналогичных фигур,которые во многих отношениях фактически стали центральными в более поздних традициях суфизма и  популярной суннитской духовности (особенно “культ святых” или awliya), что утверждают несколько последних крупных исследований Ибна ал-Араби и Хакима Тирмидхи. Однако, подчеркнув продолжающийся интерес ученых и значимость этих исследований, мы должны в заключении упомянуть повторяющеесяispolzovanie (?) Корбином  сравнительных перспектив  и непосредственно личную, духовную значимость этих идей через цитаты из произведений Бальзака, мистицизма Меркаваха и немецких романтиков, таких как Шеллинг – все знакомые его аудитории в Эраносе - таким образом, что буквально преобразовывает  все исследование в серию глубоких  размышлений.



    Второе и самое длинное исследование “Божественное прозрение и духовное рождение в исмаилитском гнозисе” содержит почти сто страниц и, по сути, представляет собой отдельную книгу. Несмотря на ударение на “исмаилитские” источники (и снова, в широком смысле многочисленных гностических текстов, сохраненных в исмаилитских библиотеках и коллекциях) в названии этой работы, на самом деле это внимательно структурированное исследование на тему “doketov” (“dokesis”) -  земное “появление” или “манифестация” главных духовных фигур (часто относящихся  к  “docetic”(?)xristologiiКорана и многих других гностических текстов) – и других более широких аспектов profetologii (и учений об Имамах для Шиитов), циклах  истории и духовном “росте” посредством более высоких, “небесных”  сфер бытия, начинающееся с обзора этих идей во многих традициях (манихейских, гностических и т.д.) поздней древности и их развития в исмаилитских и других ранних шиитских исламских источниках. Студенты, изучающие религии, признают особую mestoэтих  тем  в родственных формах и предположенияхбуддистской и индуистской мысли. А студенты, изучающие Ислам, обратят внимание на то, как наиболее поздние исследования (особенно “Знак Святых” М. Чодкиевича) продолжают подчеркивать находящиеся в центре внимания  перспективы в  Ибн Араби и их многочисленные выражения – практические, религиозные и теоретические – в отношении “святых” (awliya), пророков в суфизме и главной тенденции Исламской религиозной жизни во всех частях мусульманского мира. Таким образом, это исследованиеособенно подходит для духовной науки и проекта по “относительной мировой философии”, представленной более поздним коллегой  Корбина в Тегеране Тошихико Изутси.



    Третье исследование в этой трилогии “От гнозиса древности до исмаилитского гнозиса” прослеживает несколько гностических тем, относящихся в основном к “profetologii и основной системе исторических “циклов”, найденных в работах многих исмаилитских шиитских авторов – от древнегреческих источников до (достаточно проблематичного) Ум ал-Китаба, и великого исмаилитского учителя Абу Хатима ал-Рази (философа и теолога, чьи работы также играют значительную роль в двух предыдущих работах). Здесь Корбин подчеркивает интерес Рази к восстановлению пророческой сущности фигуры Зороастра (понятный проект в Иране его времени, позднее обновленный философом - мистиком Сухраварди),  а также udivitelniy открытый интерес к идеям и перспективам других (монотеистических, по меньшей мере) религиозных групп, которое разделяли многие из выдающихся личностей классической исмаилитской мысли. Таким образом, Корбин в этой работе предлагает проекты и вдохновляющие идеи, скрытые в почти забытых сокровищах, которые вполне заслуживают дальнейшего развития и разработок в неминуемо много культурном  и плюралистическом мировом сообществе, которое возникает  вокруг нас.






    [1] И.В.Понкин-Высшая школа практических исследований; Н.А.Шматко-Высшая практическая исследовательская школа; www.aboutstudy.ru- Практическая школа высшего образования; www.religion.russ.ru- Институт социальных исследований



     

  • Editorial Note


    1. CYCLICAL TIME IN MAZDAISM AND ISMAILISM
         Translated by Ralph Manheim



    1. Cyclical Time in Mazdaism
      The Ages of the World in Zorastrian Mazdaism
      The Absolute Time of Zervanism
      Dramaturgical Alterations
      Time as a Personal Archetype
    2. Cyclical Time in Ismailism
      Absolute Time and Limited Time in the Ismaili Cosmology
      The Periods and Cycles of Mythohistory
      Resurrection as the Horizon of the Time of “Combat for the Angel”

    2. DIVINE EPIPHANY AND SPIRITUAL BIRTH IN ISMAILIAN GNOSIS
         Translated by Ralph Manheim



    1. The Metamorphoses of Theophanic Visions
    2. Ebionite and Ismailian Adamology
    3. Hierarchies and Cycles: The Fundamental Angeleology of Ismailism
    4. Imamology and Docetism
    5. The Eternal Imaminfo-icon
    6. The “Quest of the Imam”

    3.FROM THE GNOSIS OF ANTIQUITY TO ISMAILI GNOSIS
         Translated by James W. Morris


    Subject Index


    Index of Authors and Titles

  •

Publication

  • Cyclical Time and Ismaili Gnosis
    by:

    Tr. Ralph Manheim and James Morris, London: Kegan Paul International in association with Islamic Publications Ltd., 1983, pp. x + 212.

    ISBN Paperback:
    0 7103 0048 4
    ISBN HardBack:
    0 7103 0047 6
  • The volume Cyclical Time and Ismaili Gnosis brings together in English translation three of Henry Corbin’s richest and most complex studies, originally presented at the Eranos conferences of 1951 and 1954 and another conference in 1956. Each of these three relatively early studies is built around a complex, highly creative ‘comparison’ of the phenomenological correspondences between texts (often highly fragmentary) from a vast range of spiritual traditions from late Antiquity (including Manichaenism and the sects of Sassanid Iran) – all ‘gnostic’ in the root Greek sense of that term favoured by Corbin, though not in the narrower historical sense used by most contemporary scholars – and comparable spiritual themes in an equally wide range of Islamic texts eventually preserved in the later Ismaili Shi‘i tradition. The Islamic texts and writers examined here cover many centuries, regions (from Egypt to Central Asia) and radically differing religious and philosophic perspectives, and marvellously illustrate the rich creativity, diversity and assimilative powers of Islamic thought in the early centuries of that civilization. (Despite the richness and complexity of the comparisons developed here, the author is not concerned with proving ‘historical’ connections, but rather the sorts of recurrent, archetypal spiritual inspirations and speculations which were the focus of the Eranos group.) While the comparative, phenomenological method is that popularly associated with Corbin’s close friend, Mircea Eliade, the density, sophistication and dramatic literary intensity of Corbin’s writing are of an entirely different order.

    Despite the passage of several decades (or perhaps because the passage of time has helped to highlight the lasting literary and creative dimensions of Corbin’s work), it is easy to see how the first Bollingen translations of these talks helped to inspire, among others, the Black Mountain school of poets and several generations of practitioners of Jungian depth–psychology. It is probably safe to say that none of the subsequent scholars of either the gnostic and Hellenistic traditions used here, or of the many schools of Shi‘i thought that are brought to bear on these comparisons, has managed even remotely to approximate Corbin’s extraordinary empathy and inspired ability to ‘bring alive’ the deeper, lasting human dimensions of what otherwise often seem dry, fragmentary, arbitrary or boringly schematic expositions in unadorned translations and editions. But far from being the sign of a dilettante, this remarkable insight and sympathy was clearly the fruit of Corbin’s lifelong collaboration and friendship with the leading international scholars in gnosticism and the religions of late Antiquity – many of them his colleagues at the Ecole Pratique or the nearby Institut Catholique in Paris, and others among the greatest figures in the slow diaspora from Hitler’s Germany.

    In particular, the incredible abundance of these comparisons highlights the fact that it is primarily in Islamic (and especially early Shi‘i) sources of this type that one finds by far the richest and most extensive illustrations of the ongoing influences (and actual religious contexts) of the religious and spiritual (which usually includes the scientific and philosophic) life of late Antiquity, where we often have only the barest fragments, virtually indecipherable fragments in the original languages of that period. The ideological fashions and political pressures of contemporary Islamic movements, whether Shi‘i or Sunni – with their characteristic insistence on the ‘uniqueness’ of the tradition and corresponding abhorrence of anything remotely suggestive of ‘excess’ (ghuluww) – have meant that only a handful of Islamic scholars, whether in East or West, have turned their serious attention to this abundant, but equally challenging, treasure of documentation in the half–century since Corbin’s pioneering researches. So one can only hope that this volume (and the later companion studies translated in Temple and Contemplation) will eventually excite the interest of a new generation of students who will recognize the critical importance of such studies in the context of the new science of comparative spirituality which is beginning to emerge from the foundations of comparative religion.

    The first of these studies, ‘Cyclical Time in Mazdaism and Ismailism,’ takes up the symboli importance and speculative fascination with both cosmic and more ‘personal’, eschatological dimensions of time, first of all in fragmentary evidence from later Zoroastrian (and related gnostic) texts – which themselves mirror corresponding issues more familiar in Buddhist and Hindu contexts – and then in a wide range of Ismaili texts which Prof. Corbin (and his contemporaries Ivanow and Strothmann) were only then bringing to the attention of Western scholars. And although Corbin’s language, comparative outlook and personal inclinations toward Shi‘i sources all tend to highlight the apparently ‘mysterious’ and unusual nature of these Ismaili speculations, it is helpful to point out that these same underlying issues and preoccupations are in fact deeply rooted in the Qur’anic treatment of time and eschatology (and in related  Hadith ), as well as in speculations regarding the Mahdiinfo-icon and cognate figures, in ways which actually became central to later traditions of Sufisminfo-icon and popular Sunni spirituality (especially the ‘cult of the saints’ or awliya‘), as has been highlighted by a number of more recent major studies of Ibn al– ‘Arabi and Hakim Tirmidhi. But having highlighted the ongoing scholarly interest and relevance of these studies, we must conclude by mentioning Corbin’s recurrent evocation of parallel perspectives and the immediately personal, spiritual relevance of these ideas through quotations from Balzac, Merkavah mysticism and German Romantics like Schelling – all familiar to his Eranos audience – in a way which literally transforms the entire study into a series of poignant guided meditations.

    The second and longest study, ‘Divine Epiphany and Spiritual Birth in Ismailian Gnosis,’ at almost 100 pages, is virtually a book in itself. Despite the title’s emphasis on ‘Ismaili’ sources (again in the broad sense of a vast range of gnostic texts eventually preserved in Ismaili libraries and collections), this is in fact a carefully structured study of the theme of ‘dokesis’ – the earthly ‘appearance’ or ‘manifestation’ of an underlying spiritual figure (often applied to the ‘docetic’ Christologies of the Qur’aninfo-icon and many gnostic texts) – and the larger related issues of prophetology (and imamology, for Shi‘is), cycles of history and spiritual ‘progression’ through higher, ‘celestial’ realms of being, beginning with a survey of these ideas in many traditions (Manichean, gnostic, etc.) of late Antiquity and moving on to their development in Ismaili and other 'proto–Shi‘i Islamic sources. Once again, students of religions will recognize the special pertinence of all these issues to cognate forms and speculations throughout Buddhist and Hindu thought. And students of Islam will note how more recent studies (especially M. Chodkiewicz's Seal of the Saints) have again stressed the centrality of these perspectives in Ibn ‘Arabi and their multiple expressions – practical, devotional and speculative – in relation to the ‘saints’ (awliya‘) and prophets in Sufism and the main streams of Islamic devotional life in all parts of the Muslim world. So this study is particularly pertinent to the science of spirituality and that project of ‘comparative world philosophy’ outlined by Corbin’s later colleague (in Tehran), Toshihiko Izutsu.

    The third study in this trilogy, ‘From the Gnosis of Antiquity to Ismaili Gnosis,’ traces a number of gnostic themes – primarily relating to ‘prophetology’ and the underlying system of historical ‘cycles’ found in most classical Ismaili Shi‘i authors – from Hellenistic sources through the (avowedly problematic) Umm al–Kitab down to the great Ismaili teacher Abu Hatim al–Razi (a philosopher and theologian whose works also figure prominently in both the preceding studies). Here Corbin highlights Razi's concern with recuperating the prophetic legitimacy of the figure of Zoroaster (an understandable project in the Iran of his day, later renewed by the philosopher–mystic Suhrawardi), as well as the typical open interest in the ideas and perspectives of other (monotheistic, at least) religious groups which was one of the most striking characteristics shared by most of the major figures in classical Ismaili thought. And here again, in doing so, Corbin suggests projects and inspirations, hidden in these nearly forgotten treasures, which richly deserve further development and elaboration in the necessarily multicultural and pluralistic global society that is coming into being all around us.

  • Editorial Note

    1. CYCLICAL TIME IN MAZDAISM AND ISMAILISM
         Translated by Ralph Manheim
     

    1. Cyclical Time in Mazdaism
      The Ages of the World in Zorastrian Mazdaism
      The Absolute Time of Zervanism
      Dramaturgical Alterations
      Time as a Personal Archetype
       
    2. Cyclical Time in Ismailism
      Absolute Time and Limited Time in the Ismaili Cosmology
      The Periods and Cycles of Mythohistory
      Resurrection as the Horizon of the Time of “Combat for the Angel”

    2. DIVINE EPIPHANY AND SPIRITUAL BIRTH IN ISMAILIAN GNOSIS
         Translated by Ralph Manheim

    1. The Metamorphoses of Theophanic Visions
    2. Ebionite and Ismailian Adamology
    3. Hierarchies and Cycles: The Fundamental Angeleology of Ismailism
    4. Imamology and Docetism
    5. The Eternal Imaminfo-icon
    6. The “Quest of the Imam”

    3.FROM THE GNOSIS OF ANTIQUITY TO ISMAILI GNOSIS
         Translated by James W. Morris
     

    Subject Index

    Index of Authors and Titles
     

  • N/A
  • Henry Corbin

    English
    After long periods of research spent in Turkey, Syria and Egypt, in 1946 Professor Henry Corbin organised the Department of Iranology of the Franco-Iranian Institute in Tehran. There he established and directed the Bibliothèque Iranienne Series , an important collection of editions of Persian and Arabic texts together with analytical studies. From 1954 to 1974 he held the position of directeur d'études at the Ecole Pratique des Hautes Études at the Sorbonne University, as the successor to Louis Massignon. Henry Corbin died in 1978 at the age of 75. His many publications in French and...Read more